Сегодня зонт стал обыденным аксессуаром — в осенний день он защищает от дождя, на пляже спрячет от палящего солнца. По-детски цветные и забавные зонтики, строгие зонты-трости глубоких темных оттенков и элегантные женственные варианты — можно отыскать аксессуар на любой вкус. Но задумывались ли вы, укрываясь от непогоды, сколь стара личная история зонтика, берущая свое начало во времена китайских императриц? Да и откуда взялось само слово это — «зонтик»?
Вообще, история появления этого слова весьма проста — в 18 веке его «завез» в Россию Петр I, вместе с прочими морскими и военными терминами. Голландское слово zonnedek можно было перевести как «навес из ткани над палубой». Произносилось оно грубо и непривычно для русского уха — «зонедек», так что со временем слегка «обрусело», став благозвучным «зонтиком».
Содержание истории зонта:
Первые упоминания в истории зонтика
Итальянские корни
Переход из формы «для солнца» в «для дождя»
Современные интерпретации
Первые упоминания в истории зонтика
С историей предмета все куда запутаннее. Первые упоминания о зонтике приходятся на времена Древнего Китая, где господствовала императорская власть. Одна из версий гласит, что как-то раз бедняк придумал для собственной супруги «крышу, что всегда вместе с ней», а вскоре это изобретение с огромным удовольствием стали использовать и богатые люди, ведь на Востоке бледное лицо, как правило, считалось признаком знатности. Таким образом, из простого средства защиты от палящего ультрафиолета, зонтик вскоре обернулся в знак власти, денег и могущества. Это сегодня нет ничего такого в восточных зонтиках, превратившихся в милый и недорогой сувенир.
Тогда императорские зонты были баснословно дорогостоящими — их делали из специальной рисовой бумаги, дворцовые художники расписывали их своими руками, отделывали вышивкой, дорогими камнями, перышками — в общем всем, на что фантазии хватало, и что позволяло создать привлекательную для глаза композицию. Кроме того, зонты зачастую имели много ярусов. Чем больше ярусов – тем выше общественное положение. В итоге зонт богатого человека мог быть в высоту примерно в двадцать этажей.
В Японии зонт произошел от головного убора. Это была своеобразная соломенная шляпа, к которой крепили своеобразную ручку. В японском языке даже не было собственного слова для зонта — он обозначался теми же символами, что и слово «шляпа». Со временем зонты начали делать из промасленной специальной бумаги и бамбука, и лишь знатные особы могли позволить себе купить такой аксессуар.
Второй родиной зонтика так же считается Египет. Впрочем, и там лишь фараоны могли пользоваться этим аксессуаром.
Перекочевав с загадочного Востока в Древнюю Грецию, зонт, наконец, становится доступен простым смертным, перестав служить одним лишь символом власти. Длится счастье простого люда не долго — в третьем столетии до нашей эры зонт оказывается в Древнем Риме и вновь становится достоянием власть имущих. Знатные женщины скрывали себя от солнца, прячась под кожаными зонтиками, да не с какими-то там простыми спицами, а уже с металлическими. Греки и римляне не брали зонтов — они считались они только женским аксессуаром.
Итальянские корни
В пылу завоевательных походов римлян, зонтик на долгое время теряется из виду европейцев, и возвращается лишь к двенадцатому веку. И опять как символ власти, но на сей раз — папы. Зонтик от солнца, называемый в разное время и разными папами и ombrellino, и umbrellino или же umbella, вместе с апостольскими ключами превратился вскоре в особый геральдический символ и стал своего рода знаком всемогущей власти пап. Правом на пользование зонтиками, кроме них и императоров, владели только венецианские дожи. Скромный простой люд обходился во время солнечных и дождливых деньков шляпами и длинными плащами.
Видео: ИТАЛИЯ: Ночью в Риме на месте убийства Юлия Цезаря... ROME ITALY
Чтобы вновь стать обыденным предметом гардероба, зонтику понадобилось много времени — буквально несколько столетий. Полагают, что в тренд зонты ввела Мария Медичи, урожденная итальянка, которая стала супругой короля Франции Генриха IV в 16 столетии. Благодаря ей зонтики вскоре стали постоянными спутниками модниц Европы, а по количеству кружев и других украшений на их поверхности можно было узнать о финансовом статусе леди. И конечно, вся эта красота была защитой именно от ультрафиолета, а не от дождика — об этом свидетельствуют и европейские «имена» зонта. И umbrella из Италии, произошедшее от латинского слова umbra, и sunshade из Англии, в переводе означают «тень», а parasol из Франции — «для солнца».
Переход из формы «для солнца» в «для дождя»
Спасать от ливня зонтик стал всего лишь в восемнадцатом столетии, когда в Лондоне, в ненастный денек, Джонас Хэнуэй, писатель, отправился «в люди» с зонтом, чем доставил немало радости прохожим. Джентльмены потешались над писателем — и не зря, ведь тогда с зонтиками по улицам Лондона разгуливали исключительно леди, и исключительно в солнечную погоду. Между тем Хэнуэй привез свой зонтик из странствия по Востоку, где его использовали все кому не лень, чтобы спастись от ливня. И зонт этот, кстати, был складным.
Однако вскоре общественное мнение о представителях мужского пола и зонтах там, где частенько льют дожди, начало меняться. А еще в сложенном виде этот атрибут трость, столь близкую сердцу каждого английского джентльмена.
Эту форму зонт обрел благодаря Сэмюэлю Фоксу, запатентовавшую в 19 столетии его складную форму. И вот справедливость торжествует: журналы пестрят картинками со стильными мужчинами с зонтами-тростями, создаются специальные варианты для вечернего променада, зачастую отделанными золотом или серебром, и прочные зонтики из ореха, созданные для путешествий по сельской местности. В комплект к таким моделям часто предлагалась и фляга в тон. Писатель Даниэль Дефо популяризировал зонт еще больше, когда в его романе Робинзон Крузо сделал для себя зонт из шкур коз. Благодаря этому эпизоду зонтики для защиты от парящего солнца в Англии долгое время звались «робинзонами». Ну, не «козлами», и на том спасибо.
Словом, в гардеробных европейских модников появляется двойник парасоль, названный по точно так же — «параплюи», то есть «для дождя».
В Россию зонтики заглянули в конце восемнадцатого столетия, вместе с другими парижскими диковинками. Однако французское имя зонта — парасоль — как-то не прижилось.
К середине девятнадцатого века зонты с триумфом вошли в жизнь и мужчин, и женщин окончательно. Их носили с собою повсеместно и тщательно подбирали в тон гардеробу. Красивые костяные ручки зонтов украшали, сами зонты, в частности дамские, так же не обходились без дополнительных аксессуаров.
Отделанные бахромой и кружевом, девичьи зонтики продолжали занимать видное место на прилавках, оставаясь ходовым товаром. Дождевые зонты, тем временем, все больше завоевывали популярность — на них не было излишних украшений, но сделаны они были из плотной ткани, часто пропитанной воском — чтобы уберечь хозяина от влаги.
К 20 веку расстановка сил на рынке зонтиков меняется полностью — моду покидают бесполезные кружева. Им на смену приходят бумажные зонты от солнечного жара. Зонты от дождя сейчас делаются из клеенки.
Современные интерпретации
К концу тридцатых годов двадцатого века распространенный зонт-трость канул в небытие, сменившись чудом инженерной мысли — карманным маленьким зонтом-автоматом, сделанным фирмой «Книрс» автора Ганса Гаупта в начале 20 столетия. Несколько раньше герр Гаупт успел запатентовать особый телескопический карманный зонт — в 1928 году.
В итоге, благодаря труду немецкого инженера, зонтики стали маленькими, величиной с дамскую сумочку и окончательно стали бытовыми предметами.
А еще двадцатый век предложил зонту, утратившему окончательно свою элитарность, кое-что новое — романтический статус. Произошло это благодаря кинематографу, в изобилии использовавшему сцену с парой влюбленных людей под одним зонтиком. Чего стоят только фильмы «Двое под одним зонтом», «Зонтик для новобрачных» и конечно же культовые «Шербурские зонтики».
Кроме того, в двадцатом столетии зонты становятся защитой не только в плохую погоду, но и от ужасного настроения — всевозможные яркие расцветки и необыкновенный дизайн этому весьма способствуют.