Пэчворк — история озорного лоскута
Проследить в истории, когда впервые возникло искусство пэчворка очень сложно. Но доподлинно известно, что началась оно на Востоке.
В Каире, в музее Булат, посетителям показывают образец орнамента, выполненный из кожи газели, датированный 980 годом до нашей эры.
В знаменитой китайской Пещере тысячи будд, знаменитый английский археолог Артур Штейн в 1920 году обнаружил лоскутный ковер. Рассказывают, что паломники, которые совершали восхождение к этому храму, находившемуся на знаменитом шелковом пути, оставляли лоскутки своих одежд, из которых монахи его сшили.
А в Японии, в Токийском музее костюмов, экспонатами является одежда, украшенная узорами из кусочков ткани в XVI — XVIII веках.
Пэчворк — история возникновения в Европе
Ну а в Европу лоскутное шитье впервые привезли, по всей вероятности, рыцари из крестовых походов. Вместе с другими трофеями они привозили ковры, знамена, очень красивые флаги выполненные в технике лоскутного шитья. Летопись свидетельствует, что одна из жен Генриха VII, Катерина Ховард получила перед свадьбой в 1540 году из королевского гардероба 23 квилта.
Сначала для европейцев искусство пэчворка было экзотическим, являлось признаком роскоши и богатства.
Пэчворк — история волшебного лоскута в Америке:
Но все изменилось в XVIII веке, когда началась колонизация Северной Америки. Европейцы, прибывшие из Голландии, Германии, Англии поначалу оказались в очень бедственном положении. Не было не только денег, но и тканей для одежды, так как в те времена путешествие по морю из Нового света в Старый длилось месяцами!
Это вынуждало экономно относиться к каждому кусочку ткани. Женщины, жены первых переселенцев, нашли выход из положения. Из старой одежды они вырезали крепкие, пригодные к использованию куски и шили из них новую одежду, одеяла, коврики, покрывала. Появилась традиция собираться вместе, за неспешными разговорами, воспоминаниями о далекой родине возникали иногда истинные шедевры пэчворка. Изделия из лоскутного шитья украшали жилье переселенцев, создавали уют, и позволяли существенно экономить при этом.
Так родилось новое искусство, которое достигло своего расцвета в XIX веке. В Лондонском музее одеял одинаковое восхищение вызывают и настенные панно, и квилты индейцев Америки, и лоскутные одеяла, сшитые женами переселенцев.
В начале 70-х годов прошлого века интерес к лоскутному шитью в Америке вновь возродился.
Пэчворк — история возникновения в России
Но и на Руси такое увлекательно рукоделие, как шитье из лоскутков, тоже давно известно, так же, как и вышивка рушников, о которых вы сможете почитать, перейдя по ссылке. Есть упоминания, что озорной лоскут знали уже в Киевской Руси. До XIX века это было традиционным рукоделием крестьян, но с развитием машинного производства, когда появились красивые яркие ткани, оно приобрело почитателей и у горожан.
Наши бабушки и прабабушки не выбрасывали лоскутков, оставшихся от пошива одежды, они использовали их в этом увлекательном рукоделии. Изделия из лоскутов приносило красоту в скромный быт простых людей, украшало его, согревало в холодные зимние вечера. Не зря сказочное покрывало частенько упоминается в народных сказках!
Без преувеличения можно сказать, что лоскутное одеяло помогли простым русским людям выжить в лихие годы революции, согревали их в войну, напоминая о счастливой мирной жизни. Но после войны о нем забыли, только в 70-х годах прошлого столетия, когда в моду опять пришел фольклорный стиль к нему проснулся интерес.
Сегодня искусство лоскутного шитья переживает свое второе рождение, все чаще наши женщины изучают его. Появилось множество клубов, мастерских, в которых создаются изумительные изделия, радующие и восхищающие своей красотой , точностью подбора лоскутков, тонким шитьем и богатой гаммой цветов.
Если вам понравился мой рассказ «пэчворк — истории озорного лоскута», поделитесь им со своими друзьями в соц.сетях, для этого нажмите на кнопочки ниже.
Об истории бисера вы тоже сможете почитать, если перейдете по ссылке. Ну а в качестве подарка предлагаю вам послушать народные песни в исполнении Пэчворк ансамбля народной песни.