Подростки и интернет

Подростки: Интернет и развитие (часть 2)

В первой статье мы обратились к основным феноменам, связанным с развитием подростков в информационном веке. Нами было показано, что сегодня камень преткновения в развитии – это не недостаток информации об окружающем мире, а её чрезмерное количество, граничащие с перенасыщением. Сегодняшний подросток должен уметь не искать информацию, а фильтровать и выбирать её, учиться рационально использовать полученные сведения. И помогает подросткам в этом Интернет. Обсудив и плюсы, и минусы сетевого взаимодействия, сегодня мы немного углубимся в эту тематику и обсудим проблему Интернет-зависимости в опоре на свежие (2014-2015) данные.

Содержание статьи:

  1. Потребность в выражении и Интернет
  2. Прилипшие к экрану или феномен зависимости
  3. Заключение

Подростки и интернет

Потребность в выражении и Интернет

Попробуйте вспомнить, вели ли вы в детстве и юношестве дневник? Что вы писали там, как он вам помогал? Казалось бы – сегодня это весьма эпистолярный жанр – дневниковая запись – однако именно благодаря Интернету он активно возрождается и сегодня достиг уже весьма больших размеров: особенно среди младших подростков. Блоги, электронная переписка и банальные СМС, дневники событий и сетевые журналы – всё это новая форма дневниковой исповеди.

Потребность подростков в выражении чувств никто не отменял, а электронные дневники сочетают в себе три важных характеристики: интимность традиционного дневника, анонимность сетевого подключения и публичность (как социальную составляющую). Более того, отсутствие физически реального получателя в момент написания своей «исповеди» сильно облегчает подросткам выражение чувств – в кой-то мере это помогает не чувствовать себя оторванными от мира подростков со слабыми реальными коммуникативными навыками.

Феномен Интернет-блогов среди подростков психологически выражает два стремления: демонстративности (как независимости) и необходимости в «отведении» души. Блоги, в принципе, открывают дорогу для саморефлексии и самопрезентации подростка. Конечно, нельзя не заметить, что скудность языкового запаса подростков (к сожалению, это отдельная и реальная проблема) с лёгкостью компенсируются «игровой» стороной общения: например, через смайлики, создающие некоторую копию эффекта присутствия.



К слову, правильней называть смайлики эмотиконами, поскольку они, зачастую, используются для передачи реальных состояний автора. Также не стоит забывать о других особенностях подросткового письма, которое использует самые разные системы кодировки смысла. Это могут быть специальные символы, знаки, заглавные литеры, сокращения и преднамеренные ошибки. Такой подход к тексту реализует привычные в подростковой среде особые лингвистические возможности текста: например, его метафоричность, неоднозначность, подтекстовая семантика и неологизмы. Такое, на первый взгляд, хаотичное использование текста на самом деле есть ни что иное как форма развития способности категорировать свои эмоциональные переживания и облекать их в словесную форму.

Более того, несмотря на часто встречаемую малограмотность подростковых текстов, они крайне часто выводит из небытия канувшие в Лету правила письменной речи, а также задаёт новые требования к ней. Например, снова в ходу дословное цитирование с ссылками на автора, которое вычленяет из текста его суть или же наоборот требует уточнения. Наигранный обмен вежливостями и правила установления межличностных контактов также являются следствием активизации такого вида коммуникации среди подростков.
Важно понимать, что даже используя свой «особый» язык, подростки никогда не спутают обычную речь с текстами из социальных сетей, также как они никогда не используют одни и те же синтаксические единицы в разговоре с родителями и друзьями.

Эти языковые формы сосуществуют, но никогда не пересекаются. Подростки без труда сменяют школьную речь своей особой лексикой, переходя «из-в», для того, чтобы лучше понять свое «Я» и найти удобное для себя положение в мире.

Прилипшие к экрану или феномен зависимости

Часто мы слышим об Интернет-аддикции, но психологи обращают внимание и на другую проблему: формирование чувства дистанции. Поколение, выросшие «в обнимку» с электронными гаджетами – это поколение, которое находиться в постоянном контакте друг с другом, создавая тем самым иллюзорность близости и защищённости. Объективно это не так, однако многие подростки попадают в такую ловушку. Не стоит думать, что все поголовно – игроманы, Интернет-зависимые и абсолютно некомпетентные в общение люди, отнюдь. Многие подростки куда ловчее устанавливают живые связи, нежели люди старших возрастов.

В тоже время чрезмерная увлечённость подростков сетевыми играми, навязчивой навигацией, постоянному удалёному общению может приводить к своеобразной аутизации подростка. Сужаются интересы, реальный опыт подменяется эрзацем. Однако, как мы говорили, это не причина, а следствие проблем в реальном общении.

Упомянем, что мы уже посвятили проблеме Интернет-зависимости большую статью, однако сейчас давайте добавим в общую информацию немного конкретики.

На сегодня около 10-12% мировых пользователей Интернета являются зависимыми. Российские данные указывают на то, что не более 6% наших соотечественников (которые пользуются компьютерными технологиями) являются зависимыми от них. Несмотря на то, что пока что отдельно Интернет-зависимость не является заболеванием ни в одной из классификаций, некоторые страны уже признали важность этого феномена. Например, Финляндия предоставляет отсрочку от службы в ВС для юношей, если у них констатирована зависимость от технологий.

Почему так трудно вписать Интернет аддикцию в какую-либо классификацию? К химическим зависимостям не отнесёшь, так как нет никакого вещества, вызывающего привыкание. К поведенческим тоже с трудом – не происходит критических изменений поведенческих паттернов. И всё же, несмотря на такую классификационную проблему, она не становится менее реальной или очевидной. Социальная дезадаптация проявляется и в случае с Интернет аддикцией.

О том, какие виды Интернет-зависимостей существуют, читайте в соответствующей статье. Сейчас перейдём к статистике. Интернет-аддикция вызывается:

  • в 26% чатами и общением;
  • в 24% сетевыми играми;
  • в 14% информационными ресурсами (Википедия, новостные порталы и так далее);
  • в 21% поисковиками (навязчивый сёрфинг);
  • в 5% — порнографическими ресурсами.

Заключение

Итак, на сегодня мы закончим наш обзор феномена зависимости от Сети и роли Интернета в развитии подростка. Впереди нас ждёт заключительная и, наверное, самая важная статья, в которой мы обсудим личностные особенности склонных к зависимости подростков.

автор статьи: практикующий психолог Борисов Олег Владимирович, Москва

На нашем сайте http://Love-mother.ru Вы можете задавать свои вопросы психологу по интересующим Вас вопросам через комментарии под статьёй. Вам будет выслан ответ на, указанный вами, адрес электронной почты и опубликован в комментариях.
Оставайтесь с нами! Всегда рады Вас приветствовать на нашем сайте!!!


Поделись с друзьями:

Внимание, только СЕГОДНЯ!