Ребенок в глазах родителей

Чем определяется позиция родителя, занимаемая по отношению к ребенку? Фундамент, на котором строится воспитательный подход – это образ ребенка, когнитивная карта родителей. Выражается он в системе требований и ожиданий от малыша определенного уровня компетентности, а также определенного типа поведения. Важной составляющей является и так называемая атрибуция – приписывание ребенку тех или иных качеств, при помощи которых родители могут трактовать его поступки. Таким образом, атрибутирование (приписывание) качеств и определенный ожидания регулируют всю воспитательную систему. Ниже мы развернем эти объяснения.

Содержание статьи:

  1. Два образа ребенка
  2. Факторы, определяющие образ ребенка
  3. Ребенок и его отношение к родительскому образу
  4. Мистификация образа ребенка как негативный фактор в развитии
  5. Мистификация через приписывание
  6. Мистификация через инвалидизацию
  7. Мистификация через инфантилизацию
  8. Мистификация через делегирование
  9. Игнорирование и отвержение
  10. Выводы

Ребенок в глазах родителей

Два образа ребенка

В психологии выделяют два типажа родительских образов: общий и конкретный (дифференцированный). К первому относятся представления о детях конкретного возраста вообще, их характере, умениях и навыках. Важно, что это представление зависит от имеющегося воспитательного опыта и психологической подкованности родителя: как правило, вторые и последующие дети в семье наделяются более адекватным и соответствующим реалиям образом.

А образ конкретного ребенка – это представления родителей о своем ребенке, о том, что делает его уникальным и об его индивидуально-психологических чертах, характере.

Факторы, определяющие образ ребенка

Первая переменная, влияющая на образ малыша в глазах родителей – это культура. Культурно-исторический контекст определяет отношение общества к детству. Это важно, ведь разные культуры воспринимают детство по-разному: например, классическое японское представление о взрослении – это образ вседозволенности до поступления в школу и жесткие требования в самой школе. А, например, в европейской культуре (в которую включена и Россия) требования к детям выдвигаются значительно раньше.

Вторая переменная описывается как позиция, занимаемая родителем (в частности – мамой) по отношению к своему малышу. Например, мамы в демократических семьях относятся с пониманием к навыкам ребенка, знают, что для чего-то еще не настало время, в то время как авторитарные матери требуют от своего ребенка больше, чем он может, при этом эмоционально дистанцируясь от него.

Отсюда мы видим, что образ может изменятся в широких пределах: от неадекватных до более-менее реальных. Но не стоит думать, что есть некий универсальный и идеализированный образ. Конечно, для ребенка продуктивнее будет образ, приближенный к реальности, но лучшим стоит признать образ ребенка не «здесь и теперь», а видение малыша в будущем, таким, каким он может стать: это своеобразный кредит доверия. Таким образом родители формируют необходимую для развития малыша зону ближайшего развития.

Сделаем небольшое отступление — развитие малыша зонируют на две части:

  • 1. Зона актуального развития – то, что ребенок может сделать без помощи взрослых
  • 2. Зона ближайшего развития – то, что ребенок может сделать с помощью взрослого

В ходе развития зона ближайшего развития расширяется, а ее часть переходит в зону актуального развития.

Итак, видеть малыша на шаг вперед от его реального положения – важный родительский навык, позволяющий увидеть ту самую зону ближайшего развития, с потенциальными навыками и компетенциями ребенка.
То, как родитель видит своего ребенка – определяет ход развития малыша, формирует его личность. Вот за счет чего происходит развитие:

  • • Расширение родителями зоны ближайшего развития и совместная деятельность в ее пределах
  • • Обуславливание поведения ребенка через поощрения и санкции. В зависимости от образа ребенка, родители наказывают или поощряют то или иное поведение, корректируя его реакции.
  • • Ребенок идентифицируется с тем образом, который преподносит ему семья
  • • Формирование ребенком определенного поведения, согласующегося с тем образом, которым наделяют его родители. Ребенок как бы «подражает» ментальному облику малыша родителей. Таким образом, он действительно усваивает предполагаемые родителями качества. По своей структуре напоминает эффект Розенталя (или Пигамлиона)

Ребенок и его отношение к родительскому образу



То, как родители взаимодействуют с ребенком – процесс не механический, он проходит через фильтры сознания малыша и выливается в один из двух типов реагирование на отношение к нему:

  • 1. Бунт. Ребенок не принимает и не соглашается с тем образом, который навязывается родителями
  • 2. Согласие и принятие образа. Здесь ребенок идентифицирует себя с представлениями родителей о себе и усваивает заданные в образце нормы (см. эффект Розенталя)

Нетрудно заметить, что из этих двух предпосылок рождается два типа качеств ребенка: ожидаемые и определенные родителями или противоположные им.

То, насколько представления родителей об образе ребенка соответствуют представлениям ребенка о самом себе – во многом определяет принятие или непринятие навязываемого образа. В принципе, к старшему дошкольному возрасту у детей формируется устойчивая Я-концепция, изменить которую, без сопротивления со стороны малыша, родители уже не могут.

Мистификация образа ребенка как негативный фактор в развитии

Выделяют четыре типа навязываемого образа, их мы опишем ниже. Здесь скажем, что подобный подход к переносу родительских идей на ребенка искажает личностное развитие ребенка. К тому же, механизмы мистификации могут привести ребенка к различным неврозам, которые требуют коррекции уже в клинических условиях.

Учитывая, что иногда возраст родителей просто не позволяет им «здраво» подойти к ребенку (к сожалению, случаи подростковой беременности – не редкость), необходимой является поддержка семьи – даже стихийно возникшей – со стороны старших родственников. Во-первых, если ребенок был нежеланным, такая поддержка может способствовать формированию у новоиспеченных родителей здравой позиции относительно малыша. Во-вторых, важно принять, что если было принято решение родить ребенка, то его нужно и воспитать, а не «сделать и забыть».

Мистификация через приписывание

Приписываются, в основном, личностные черты, которые, как кажется родителям, характерны для ребенка. Могут они быть негативными (ленивый, глупый, неусидчивый) и позитивными (добрый, обходительный, вежливый). Оба подхода деструктивно влияют на становление Я-концепции ребенка.

Необоснованные восхваления ребенка приводят к формированию эгоистичной, Я-центрированной личности, ребенок будет ощущать себя выше остальных, попросту не уважая никого вокруг.
Навешивание же негативных ярлыков на малыша приводит к формированию неуверенного в себе человека, нередко тревожного, невротизированного. Такой ребенок в будущем будет страдать от постоянно низкой самооценки, непринятия самого себя.

Мистификация через инвалидизацию

Психологическим фундаментом для этого типа мистификации служит как минимум амбивалентные чувства, направленные на ребенка. Нередко – его скрытое отвержение и непринятие. Инвалидизация – это сознательное обесценивание всех стремлений ребенка, его желаний и интересов, реальных возможностей.

В глазах родителя – ребенок ущербен. Он может казаться ему больным, слабым или немощным, образ ребенка наделяется антисоциальными качествами. Не редкий вариант инвалидизации связан с реальными травмами и основан на фобии утери ребенка, выраженный в гиперопеке и потворствовании.

Приведем следующий пример с неблагоприятным исходом. Ребенок перенес инфекционное заболевание, следствием которого стало нарушение некоторых двигательных функций. Однако врачами был дан благоприятный прогноз, при условии соблюдения определенного режима и двигательной активности. Фобический же страх смерти (утраты ребенка) со стороны матери привел к тому, что она сделала уход за ребенком смыслом жизни. Ребенок постоянно находился в инвалидном кресле, мать потакала любым его желаниям, все делала за него. Таким образом, благоприятный период для восстановления функций был утрачен, а ребенок остался действительным инвалидом.

Мистификация через инфантилизацию

Часто встречаемая в России проблема родителей и детей. Старшие члены семьи пытаются закрепить за ребенком те интересы, которые были свойственны ему на более ранних стадиях развития. Делается это для сохранения над ним контроля, консервирования системы отношения, где ребенок был послушен и управляем. Буквально – родители не признают факт взросления ребенка. Родитель общается и живет с ребенком из прошлого, соответствующим образом одевая его, разговаривая и ухаживая.

Условно инфантилизация разделяется на позитивную и негативную. В первом случае родители просто общаются с ребенком «как с маленьким», во втором же ребенок наделяется всеми теми негативными характеристиками, которые он отвергает. Не так редко родители с таким подходом к ребенку обращаются к психологам, предполагая, что их ребенок – отсталый.

Мистификация через делегирование

Неблагоприятный механизм, который часто является яблоком раздора между детьми и родителями. Родители видят в детях вторых себя и приписывают свои интересы им, отдавая их в интересные самим кружки, заставляя делать то, что нравилось им, но где они не добились результата. Таким образом, ребенок – это «второй шанс» родителя.

Не стоит обнаружить в детях самих себя, это совсем не поспособствует их развитию. Умение действительно хорошего родителя: это принять своего ребенка с его интересами и недостатками, здраво подойти к их коррекции и поспособствовать росту ребенка в интересной области. Совсем не важно, если отец хотел видеть сына боксером, а мать – шахматистом, важно, что ребенок может и любит, например, играть на скрипке.

Игнорирование и отвержение

Одно из встречаемых искажений – игнорирование тех проблем развития, которые есть у ребенка. Например, родителям легче принять идею, что их ребенок глупый и недостаточно занимается, чем признать, что у малыша есть реальные трудности в общении с учителями и одноклассниками. При этом, родители могут «делать из мухи слона».
Искажения родительской позиции могут связываться и со скрытым непринятием ребенка. При этом, все способы мистификации вступают как защитный механизм: они скрывают реальную неприязнь к ребенку и сохраняют позитивную самооценку у родителя, однако цена этому – давление и дискриминация ребенка.

Выводы

Заканчивая, скажем, что любые искажения родительской позиции – условно наследуемый фактор. В определенных случаях родители воспитывают детей так, как воспитывали их, несмотря на реально изменившиеся условия и социальную ситуацию. Более того, незнание и незнакомство родителей с азами воспитания и развития ребенка также может повлечь за собой падение эффективности развития и дисфункцию воспитательной системы.

В случаях явных нарушений важно, чтобы родитель увидел хотя бы ложную проблему, с которой можно обратиться к психологу. Начало консультаций и терапевтических сеансов зачастую базируются на жалобах родителей относительно своих несносных детей, а позже обнаруживается, что причина как раз и не в детях. Тогда-то и начинается настоящая психологическая работа, ведение и изменение семьи, которое, при желании родителей исправить ситуацию, обязательно даст свои позитивные результаты.

автор статьи: практикующий психолог Борисов Олег Владимирович, Москва

Поделись с друзьями:

Внимание, только СЕГОДНЯ!